Дети на работе: кому помогают детские уголки в офисе?

Сегодня все больше компаний предоставляет сотрудникам возможность взять детей с собой на работу. Рассказываем о том, какую пользу это приносит.

«На работу с ребенком» и другие зарубежные программы

В Америке с 2011 года реализуется программа «На работу с ребенком», в рамках которой компании предлагают сотрудникам детские комнаты и пеленальные столики. Программа появилась после экономического кризиса, когда выяснилось, что не все могут позволить себе детский сад. А терять работников, потому что те стремятся проводить больше времени с детьми, работодатели не хотят.

«Поиск баланса между работой и семьей во время подъема по карьерной лестнице напоминает карнавальный трюк, при котором нужно удерживать вращающиеся тарелки на палках», — пишет колумнист американского делового журнала Fast company Габриэль Бристол. По его мнению, руководители компаний, умеющие мыслить перспективно, понимают, что посвятить себя работе с полной отдачей сотрудники могут, только когда у них дома все в порядке. Не обязательно заставлять сотрудника выбирать между срочной сдачей проекта и заботой о детях после школы. Пригласить детей в рабочее пространство — это способ решать обе задачи одновременно, не создавая между ними конфликта.

Как это организовать? Вот какие советы дает Габриэль Бристол:

  • иметь четкие гайдлайны, где будет отражено, о детях какого возраста идет речь, в какое время они могут находиться в офисе, что делать в случае срочной эвакуации (многие компании и организации вывешивают такие гайдлайны в открытый доступ);
  • устанавливать одинаковые правила для всех, не делая предпочтений;
  • подготовить пространство, где можно разместить телевизор и где старшие смогут делать уроки — при этом дети не будут сильно мешать жизни офиса;
  • помнить, что дети, несмотря ни на что, будут оставаться детьми и хоть раз прольют или сломают что-нибудь (особо ценные вещи лучше спрятать, а остальное можно пережить).

В Вашингтонском государственном департаменте здравоохранения говорят, что эта мера способствует эмоциональному комфорту сотрудников и снижает расходы на здравоохранение для младенцев из-за плохого доступа к грудному вскармливанию. Другой участник программы, Комиссия безопасности дорожного движения, разрешает родителям приносить детей на работу, пока те не достигнут шестимесячного возраста. Заместитель директора компании отмечает, что это способствовало повышению производительности. В целом программу «На работу с ребенком» поддерживают около 200 организаций и компаний в США.

Позитивный опыт есть и в европейских странах. Например, персонал британской транспортной фирмы Addison Lee в течение одного месяца приводил детей на работу. По словам управляющего компании, эта мера не ухудшила работоспособность сотрудников кол-центра, зато сделала их более лояльными.

Дети в офисах российских компаний

Как правило, в России детям в офисы вход заказан, если речь не идет о специальных мероприятиях — например, праздники или экскурсии. Но некоторые компании все-таки проводят family-friendly-политику.

«Яндекс» дает возможность детям сотрудников присутствовать на родительском рабочем месте. В помещениях компании есть возможность поиграть, порисовать маркерами и пообедать в столовой. Совместное времяпрепровождение родителей с детьми попадает даже в корпоративный «инстаграм» компании. В «Яндексе» есть специальная программа для поддержки молодых матерей: расширенная медицинская страховка включает наблюдение в период беременности и проведение родов.

В Mail.Ru Group говорят, что всегда рады детям сотрудников в офисе. Они даже иногда напрямую участвуют в жизни компании — например, в тестировании новых продуктов. В компании существует программа MyFamily, она помогает сотрудникам находить баланс между семьей и работой. В частности, родители могут тратить меньше времени на поиск развлекательных и образовательных мероприятий для малышей и школьников и проводить время с семьей — компания регулярно устраивает семейные выходные и детские спектакли прямо в офисе, проводит масштабные новогодние елки с театрализованными представлениями и летний праздник (в 2017–2018 гг. это был научный фестиваль с химическими опытами и мастер-классами). На январские праздники несколько лет подряд заливался каток, на который могли прийти в течение новогодних каникул все желающие и взять в аренду коньки. В прошлом году по той же схеме его сменил роллердром.

Есть не только развлечения, но и развивающие занятия. Многие разработчики хотят, чтобы дети пошли по их стопам. В рамках сотрудничества со школой программирования дети могут посещать утренние занятия, в том числе для самых маленьких. Проводятся мастер-классы DIY, на которых сотрудники могут поделиться с детьми опытом — как сделать автополив для цветов или освоить набор для выжигания.

Банк «Хоум кредит» (отделение в Обнинске) открыл корпоративный детский сад прямо в офисе еще в 2011 году. Детсад под названием «Оранжерея» создавался при участии заведующей местным городским детсадом, которая помогла организовать его согласно стандартам. Садик, расположенный в одном из помещений банка, получил положенную детскому учреждению лицензию и был укомплектован всем необходимым, включая спальню и прачечную.

Также игровая комната для малышей была оборудована в офисе РИА «Новости». В этом помещении детей можно оставить на несколько часов. Для старших есть парты, а для младших — игровая зона, а за порядком и безопасностью следит педагог-воспитатель.

Что говорит статистика?

По данным опроса, который проводился Службой исследований HeadHunter в 2018 году среди более чем 10 000 сотрудников российских компаний, 41% соискателей хотя бы раз приводили детей к себе на работу. При этом регулярно берут детей в офис не так уж много людей — всего 4%. Большинство делает это достаточно редко (77%). Чаще всего приводят детей на работу представители высшего менеджмента. Если же говорить о профессиональной сфере, то чаще всего в офисе оказываются дети соискателей, работающих в маркетинге и продажах.

Судя по данным опроса, коллеги с пониманием относятся к появлению детей в офисе. Так, 66% соискателей, которые брали с собой детей, считают, что другие сотрудники отнеслись к этому положительно и ничего не имели против. Только 2,5% заявили, что коллеги реагировали негативно.

Согласно недавнему исследованию HeadHunter Украина, 94% опрошенных отмечают, что у них на работе нет возможности взять с собой ребенка. При этом 64% респондентов полагают, что работодателю стоило бы обеспечивать особые условия для семейных сотрудников. Среди особых удобств, которые компания могла бы предоставлять, называют детские комнаты, детские сады при офисах, помощь няни, места для кормления грудью и смены подгузников, детские кресла и услуги аниматора, который бы развлекал детей.

Кто выигрывает от детских комнат на работе?

Расхожее представление гласит, что молодые родители — это потенциально проблемные кандидаты, ведь рано или поздно им понадобится уделить время детям в ущерб работе. В таком подходе есть доля дискриминации, ведь даже люди без детей имеют свои семейные обстоятельства, увлечения и особенности (в том числе связанные с состоянием здоровья). Поэтому позитивный подход к решению проблемы состоит не в том, чтобы отказывать людям с маленькими детьми, а в том, чтобы создать обстановку, при которой семейные обстоятельства не будут проблемой.

Для того чтобы уделять внимание детям, один из супругов, как правило, жертвует карьерой — по крайней мере, на каком-то этапе. И чаще всего это мать ребенка. Но так ли это обязательно? Опыт российских и зарубежных компаний подтверждает, что, создав условия, при которых ребенка можно покормить, уложить и оставить на попечение няни, можно сохранить сотрудницу и облегчить для матерей выход из декрета. Таким компаниям не приходится тратить ресурсы на поиск и обучение новых специалистов, а общая продуктивность растет из-за того, что людям не приходится разрываться между домашними и рабочими делами.

Ребенок получает возможность быть рядом с родителями, а также узнать что-то новое, заглянув во взрослый мир. Согласно опросам HeadHunter, каждый десятый специалист приводит ребенка на работу не потому, что его не с кем оставить, а потому, что хочет показать ему, чем занимается, и передать полезные навыки.